Мраморный дворец.


Мраморный дворец расположен в историческом центре Санкт-Петербурга. Дворец находится на 1-м Адмиралтейском острове, в квартале, ограниченным Дворцовой набережной, площадью Суворова, Миллионной улицей и Мраморным переулком. С восточной стороны к Мраморному дворцу примыкает Северо-Западный техникум, а между ним и музеем возвышается конный памятник императору Александру III.

Там, где сейчас находится Мраморный дворец, раньше был Питейный дом, который в 1714 году был перестроен в Почтовый дом с пристанью. Почтовая набережная сейчас называется Дворцовой. На месте Почтового двора был построен Манеж, который позже сгорел. На освободившемся месте по проекту архитектора Антонио Ринальди был построен дворец, который Екатерины II подарила своему фавориту графу Орлову за содействие в событиях 1762 года, благодаря которым она заняла престол. Граф отблагодарил ее огромным бриллиантом.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге стал первым петербургским зданием, облицованным природным камнем. Мрамор использовали не только для облицовки фасадов, но и для отделки внутренних залов здания. Поэтому и название оно получило - Мраморный дворец.

Здание строилось с 10 октября 1769 года до 1785 года. Незадолго до окончания строительства граф умер и Екатерина выкупила дом у его наследников, а перед смертью подарила его внуку - великому князю Константину Павловичу.

Позже дом на набережной принадлежал еще двум Константинам - второму сыну Николая I - Константину Николаевичу и его внуку Константину Константиновичу, президенту Российской Академии наук и известному поэту Серебряного века, писавшему под псевдонимом "К.Р."
Мраморный дворец даже называли Константиновским, несмотря на то, что в Стрельне уже был дворец с таким именем.

Во время строительства дворца Екатерина II лично следила за ходом работ и поощряла особо отличившихся. На строительстве трудились около 100 каменщиков и до 300 артиллерийских фузилеров. Огромные глыбы мрамора доставлялись по Неве. Для отделки фасадов и внутренних интерьеров использовалось 32 сорта мрамора. Для облицовки привозили материал, добытый в карьерах около Ладожского и Онежского озёр.  А белый мрамор доставляли из Италии. Это было дешевле, чем везти его с Алтая или Урала. По завершению строительства над входом была установлена надпись "Здание благодарности". Выше была установлена башенка с часами. А по сторонам от башни - две фигуры: справа - Верность, слева - Щедрость, работы скульптора Ф.И. Шубина. Внутренние интерьеры украшают почти 40 его работ. В 1780-1788 гг.. в восточной части участка был построен служебный корпус. В нём располагались каретники и конюшни, манеж и сенные склады. На втором этаже были квартиры прислуги. Красный канал, соединявший Неву и Мойку, был засыпан. Между зданиями была установлена решётка (работы П.Е. Егорова), похожая на ограду Летнего сада.

В созданном проекте Ринальди сумел реализовать две функции: городского дома и дворянской загородной усадьбы. Линии южного, западного и северного фасадов органично вошли в городскую застройку, а со стороны двора, мы видим дворянскую усадьбу с парадным двором, садом и оградой.

Западная часть дворца, предназначавшаяся для хозяйственных нужд, имела такой же план, как и парадная, но она была закрыта лицевыми фасадами корпусов, расположенных по Миллионной улице, Дворцовой набережной и Мраморному переулку.

По замыслу Ринальди, особенностью архитектурного решения Парадной лестницы дворца должна была стать ее художественная отделка - как продолжение каменной отделки, начатой на фасадах здания. Сдержанность в оформлении главной дворцовой лестницы объясняется желанием Екатерины II придать парадным покоям мужественный и строгий облик, указав на принадлежность его хозяина к сильной половине человечества. Парадная лестница украшена статуями Утро, День, Вечер и Ночь, символизирующими детство, юность, зрелость, старость. На площадке от второго этажа до третьего - скульптуры, олицетворяющие осеннее и весеннее равноденствие. Все символы парадной лестницы прославляли воинскую доблесть, твердость духа и подвиги Григория Орлова.

На первом этаже находились кухни, котельные и церковь, освящённая во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. В служебных комнатах располагались различные механизмы. Так, в корпусе по ул. Миллионной была машина для подачи воды, колодец с насосами для подачи воды в парадные бани второго этажа. В корпусе по Мраморному переулку находился колодец с насосом для подачи воды в Садик. Бассейн для очистки механизмов располагался в Невском корпусе.

Главное помещение дома - Мраморный зал, в котором расположены барельефы "Жертвоприношение", изготовленные для Исаакиевского собора А. Ринальди. Следом находились Орловский и Екатерининский залы, прославляющие деятельность братьев Орловых и Екатерины II, а также  покои Григория Орлова. Картинная галерея, расположенная в юго-восточной части дома, представляла 206 шедевров живописи (работы Рембрандта и Тициана, Рафаэля и других мастеров). В юго-западной части находились Греческая и Турецкая бани. На третьем этаже располагались жилые покои, Зал для игры в мяч находился в корпусе по Мраморному переулку.

В середине XIX века выполнялась реконструкция здания по проекту Александра Брюллова. В результате дальнейших перестроек первоначальный вид интерьеров был утрачен.
В 1992 году здание было передано Русскому музею. С этого времени восстанавливаются интерьер и прежняя планировка помещений.

Экспозиции Мраморного дворца в Санкт-Петербурге.

Экспонаты, находящиеся во дворце, отражают роль русского искусства в мировой культуре. Здесь развернута постоянная выставка "Иностранные художники в России XVIII-XIX веков", которая рассказывает о взаимосвязи художников России и Европы.

Известные немецкие коллекционеры, супруги Петер и Ирэна Людвиг в 1995 году подарили Русскому музею коллекцию произведений современных художников Европы, Америки и России. Так появился "Музей Людвига в Русском музее". Эта экспозиция дает возможность увидеть развитие русского искусства во взаимосвязи с мировой художественной культурой.

Экспозиция "Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских" представлена экспонатами, подаренными Русскому музею братьями Иосифом и Яковом Ржевскими.

В покоях одного из последних владельцев Мраморного дворца великого князя Константина Константиновича Романова, развернута выставка "Константин Романов - поэт Серебряного века".

Использованы материалы сайта www.spb-guide.ru