Строгановский дворец.


Строгановский дворец (дворец Строгановых) построен по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753-1754. Ныне - филиал Русского музея, которому здание принадлежит с 1988 года.

Существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, архитектор объединил в единое целое общим фасадом в стиле русского барокко. В этом же стиле были выполнены главные интерьеры дворца и Парадная лестница, богато декорированная искусственным мрамором (стюком) и позолоченными перилами, искусно выполненными из железа.
Дворец был построен "глаголем" (в плане дворцовое здание имеет форму буквы " Г"). Вход осуществлялся со двора в корпус, стоящий на набережной Мойки. В конце XVIII - начале XIX века Андрей Воронихин перестроил весь северо-западный угол здания, устроив вход с Невского проспекта. Он также реконструировал и создал заново ряд интерьеров в классицистическом стиле, в том числе, во вновь пристроенных корпусах - восточном и южном.

В 1842 году Петр Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в "растреллиевском духе", придав парадному двору общее стилевое звучание.

На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых Франческо Бартоломео Растрелли, Андрей Воронихин, Федор Демерцов, Иван Колодин, Карл Росси, Петр Садовников и др. К началу двадцатого века многие помещения дворца безвозвратно утратили свой первоначальный облик, а некоторые из них сохранили лишь отдельные его элементы.

В 1918 году Строгановский дворец был национализирован и превращен в "Народный дом-музей (бывший Строганова)", формирование экспозиций которого было поручено Государственному Эрмитажу. В 1929 году помещения дворца были переданы ВАСХНИЛ (Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук им. Ленина) для размещения здесь Института прикладной ботаники, и музейная жизнь дворца закончилась. Художественные коллекции Строгановых были распределены по разным музеям страны, а часть из них продана за границу.

К концу 1930-х годов Строгановский дворец занимали уже несколько арендаторов, главным среди которых был "Электромортрест" Наркомата судостроительной промышленности. С 1970 года генеральным арендатором становится Ленинградское предприятие "Эра" МСП СССР.

4 апреля 1988 года Ленгорисполком принял решение № 248 "Об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца".

Проведенные в период 1989-2003 гг. Государственным Русским музеем реставрационные работы позволили возвратить Строгановскому дворцу, одному из немногих частных жилых строений, сохранившихся в историческом центре города, его первоначальный внешний облик в соответствии с замыслом Ф. Б. Растрелли.

Теперь здесь открыт для посетителей Большой зал - единственный в Петербурге интерьер, сохранивший подлинное декоративное убранство Растрелли и уникальный плафон Дж. Валериани "Триумф Героя".

Восстановлены две анфилады парадных залов второго этажа, оформленных самыми известными русскими архитекторами XVIII-XIX веков - Ф. Демерцовым, А. Воронихиным, П. Садовниковым, И. Колодиным.

В 1992 году по инициативе баронессы Элен де Людингаузен, внучатой племянницы графа Сергея Александровича Строганова (1852-1923), в Нью-Йорке был учрежден Благотворительный Строгановский фонд. Задачей Строгановского фонда является финансовая поддержка реставрационных проектов Строгановского дворца, дворцов-музеев Санкт-Петербурга и его пригородов и воссоздания храмов России.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК И ИНТЕРЬЕРЫ.

Ф.Б. Растрелли спроектировал дворец таким образом, что оба фасада (и выходящий на Невский проспект, и выходящий на набережную Мойки) имеют аналогичную композицию. В центре каждого из фасадов - портик, на фронтоне которого помещен герб Строгановых. Растреллиевская галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой, так же, как и Парадная лестница, не сохранилась. Но Большой или Танцевальный зал, площадью 128 квадратных метров, предназначавшийся для балов и концертов, и сейчас поражает своим великолепием.

Главной достопримечательностью зала является огромный живописный плафон "Триумф Героя", занимающий всю поверхность потолка. Он выполнен в 1750-е годы известным итальянским художником Джузеппе Валериани на тринадцати отдельных холстах, укрепленных на подрамниках. Композиция плафона представляет собой многофигурную центральную часть, обрамленную роскошной архитектурной рамой из колоннад с нишами, балюстрадой, скульптурами. Сюжетом является триумф мифологического героя, восходящего на Олимп. В центре композиции - богиня мудрости Минерва, поражающая пороки, справа от нее представлены аллегории искусств, которым покровительствовали Строгановы, слева - добродетели.

С начала 1790-х годов перестройкой дворца занимается "домашний" архитектор Строгановых, бывший крепостной Андрей Воронихин. Он вступает в своеобразный диалог со своим гениальным предшественником, подобно ему, воспринимая дворец как целостный ансамбль. Воронихин вносит классицистические элементы в декор Большого зала, слегка умеряя барочную пышность, к концу века вышедшую из моды. В то же время, проникнувшись барочными идеями Ф.-Б.Растрелли, он создает на месте Зеркальной галереи 1750-х годов Парадную столовую, или Угловой зал. Небольшой по площади интерьер выглядит гораздо просторнее, благодаря использованию приема отражения в зеркалах, которыми отделана вся южная стена, включая простенки между полуколоннами ионического ордера. Сохранившаяся авторская акварель этого интерьера позволила реставраторам в 1990-х годах воссоздать первоначальный замысел А. Воронихина.

Невскую анфиладу Строгановского дворца завершает двухъярусный Минералогический кабинет - другой замечательный интерьер этого известного русского архитектора, по праву считающийся одним из шедевров русской архитектуры XVIII века. Кабинет был выполнен А. Воронихиным в 1791-1792 гг. Он предназначался для размещения богатейшего книжного собрания графа А. С. Строганова - на нижнем ярусе и для экспонирования коллекции минералов - на верхнем.

Каннелированные колонны композитного ордера, выполненные из искусственного мрамора, поддерживают паруса сводов, на которые опираются хоры второго яруса. Первый ярус декорирован четырьмя аллегорическими барельефами, изображающими четыре стихии: "Огонь", "Воду", "Землю" и "Воздух". Перспективная роспись купола исполнена в начале XIX века предположительно П. Гонзаго. В середине XIX века зал был превращен в Бильярдную, а ярусы были отделены друг от друга, и вместо одного из книжных шкафов была установлена изразцовая печь. Впоследствии, в 1950-80-х годах, из-за неисправности кровли многочисленные протечки сильно повредили живопись купола и привели в негодность шкафы верхнего яруса.

В настоящее время залу полностью возвращен облик, задуманный А. Воронихиным. Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана (Москва), в который в 1919 году была передана коллекция минералов из дворца Строгановых, принял участие в воссоздании экспозиции минералов. Кроме того, Русскому музею был возвращен сундук со шлифованными плитками из мрамора и других горных пород , принадлежавший Строгановым.

В восточном корпусе дворца находилась знаменитая Картинная галерея - одно из лучших творений Андрея Воронихина, уникальный русский интерьер рубежа XVIII-XIX веков. Картинная галерея занимает большую часть второго этажа восточного флигеля. Помещение протяженностью 28 м делится на три части - центральную и две лоджии в начале и в конце галереи, которые находятся на одной оси. Средняя часть перекрыта плоским коробовым сводом, а лоджии - небольшими куполами. Центральная часть галереи отделена от торцевых лоджий ионическими колоннами, по две у каждой лоджии. Торцы основного свода (тимпаны над антаблементом) оформлены барельефами, которые представляют аллегории Живописи и Скульптуры. Свод галереи и купола лоджий расписаны кессонами.

Отделка Картинной галереи отличалась особым изяществом и утонченностью, характерными для стиля А. Воронихина. Изысканность и деликатность в пропорциях и пластической обработке проявляются во всех элементах декоративного убранства интерьера. Стены галереи были затянуты зеленым шелком, обрамленным золоченым багетом. (В советское время декоративная отделка зала была частично утрачена - поверхность стен штукатурили и красили зеленой краской. Облицовка колонн искусственным мрамором, имитировавшим сиенский, неоднократно реставрировалась и сохранилась до наших дней.)

Вдоль стен стояли несколько диванов и кресел с зеленой обивкой. Этот мебельный гарнитур находится сейчас в фондах Русского музея. Здесь же стояла великолепная малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике. Сейчас она находится в Государственном Эрмитаже, также как и бронзовые трехметровые торшеры, сделанные в 1790-х гг. по модели скульптора Ж.-Ж. Фуку известным французским мастером Ф. Томиром.

При передаче Строгановского дворца Институту прикладной ботаники в 1929 году все предметы декоративного убранства были вывезены из Картинной галереи, большей частью в Эрмитаж, а в помещении устроили читальный зал института. Последняя реставрация галереи проводилась в 1964-1966 гг. В 50-60-х годах XX века здесь размещался актовый зал предприятия "Эра". В настоящее время этот ценнейший интерьер остро нуждается в очередной реставрации.

Александр Бенуа называл Картинную галерею "душой" Строгановского дворца. Именно здесь размещалась знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов (1737-1811) собирал около сорока лет. Будучи президентом Академии художеств, А. С. Строганов использовал свою галерею и как учебный класс, где воспитанники Академии изучали историю и теорию живописи и копировали произведения западноевропейского искусства. Этот своего рода музей западноевропейской живописи XVI-XVII веков, созданный замечательным русским меценатом, был открыт для всех любителей искусства.

Использованы материалы сайта http://rusmuseum.ru/