Дворец Белосельских-Белозерских.



Великолепное здание с пышными архитектурными формами дворец Белосельских-Белозерских расположен на Невском проспекте, в том месте, где его пересекает Фонтанка и на Аничковом мосту застыли "клодтовы кони". Его парадные фасады напоминают барочные растреллиевские дворцы. И это не случайно. Архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865) - мастер стиля эклектики, построивший дом на берегу Фонтанки, выбрал в качестве прототипа Строгановский дворец, который В.В. Растрелли возвел в середине 18 века на пересечении Невского проспекта и реки Мойки. Стилизация под барокко, так называемое необарокко или второе барокко, была характерна для середины 19 в. и часто использовалась в убранстве особняков аристократии, потому что стиль растреллиевского барокко более всего ассоциировался с образом дворца. Дом Белосельских-Белозерских стал первым в Петербурге примером этого стилизаторского направления, его выдающимся образцом.

Новое здание, возведенное на месте старого дворца 13 в., в общих чертах, повторяло композиционные приемы расстреллиевских построек. Особенно активно Штакеншнейдер использовал богатый арсенал форм барокко в убранстве парадных фасадов: овальные окна с затейливо-пышными наличниками, изящные ажурные решетки балконов, полукруглые фронтоны, изогнувшиеся полуфигуры атлантов, сложный ритм колонн. Празднично-нарядный характер и декоративные особенности архитектуры особняка подчеркивала его яркая двухцветная раскраска.

Однако каким бы тонким стилизаторм ни был Штакеншнейдер и как бы умело он ни подражал почерку Растрелли, его творение неизбежно несет на себе отпечаток своей эпохи и стиля эклектики, что особенно ощутимо в сопоставлении планов двух дворцов. Их сходство ограничено лишь традиционным размещением анфилады парадных комнат вдоль главных фасадов. В остальном же больше различий. Если план Строгановского дворца геометрически четок, то план особняка Белосельских-Белозерских сложнее и скорее напоминает доходные дома того времени.
Облик дворового фасада и двора также отсылает к доходным домам - в обработке стен здесь нет и в помине сложных барочных украшений. Более того, дом со стороны двора не двухэтажный, как со стороны Невского проспекта, а трехэтажный, что, безусловно, сказалось на пропорциях уличных фасадов. Совсем иначе выглядит внутренний двор Строгановского дворца с его парадной торжественностью в окружении импозантных фасадов, отделанных в том же стиле, что и уличные. Наконец, во всем облике детища Штакеншнейдера нет той жизнерадостной энергии и сочной пластичности, которая присуща творению веселого итальянского гения Растрелли. У Штакеншнейдера детали прорисованы суше и гафичнее, они более дробные и измельченные, в духе эклектики.

Современники называли Штакеншнейдера "преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли" и считали дворец Белосельских-Белозерских "одним из красивейших частных домов столицы как по внешней роскошной архитектуре, так и внутреннему великолепию покоев". В самом деле, в этом дворце присутствовал редкий для середины 19 в. случай стилевого единства внешнего облика здания и его интерьеров.
В то время при декорировании помещений чаще применялось пестрое разностилье, здесь же были использованы живопись и скульптура, паркет из дорогих пород дерева, узорчатый штоф, которым затянули стены. Как это не удивительно, отделка интерьеров сохранилась до наших дней. С особой, изысканной роскошью оформлены Парадная лестница дворца, библиотека, фойе, Малая и Большая золотые гостиные. Терракотовые фигуры атлантов на фасаде, атланты и кариатиды внутри помещений были выполнены по моделям скульптора Д. И. Иенсена. Большинство залов были оформлены в стиле рококо. Анфиладу залов второго этажа вдоль Фонтанки начинает Малиновая гостиная. Её окна выходят как на реку, так и на проспект. Далее расположились Зелёная гостиная и Приёмная. Приёмную украшает живописное панно "Праздник Венеры" и изготовленная на фабрике Ф. Мельцера мебель. Анфилада вдоль Невского проспекта начиналась Гостиной и Парадной столовой. Далее располагалась картинная галерея, в ХХ веке приспособленная под фойе концертного зала. Двусветный концертный зал при первых владельцах представлял из себя два отдельных помещения. Из фойе можно было попасть в Театральный зал. На первом этаже частично сохранились Приёмная, Кабинет и Столовая. Хорошо сохранилась Парадная лестница. В читальном зале библиотеки стены в нижней своей части обшиты деревянными панелями с золоченой резьбой, в верхней - затянуты светлой шелковой тканью. Над камином из белого каррарского мрамора с горельефными фигурками путти установлено зеркало в золоченой резной раме с живописной вставкой в центре. В Малой золотой гостиной, оформленной, как и другие помещения, в стиле рококо, стены затянуты штофом. Красивы по рисунку двери и десюдепорты с живописью французской школы 18 века.

Особняк Белосельских-Белозерских был расположен по соседству с императорским Аничковым дворцом, который, кстати, перекликался с барочным обликом его фасадов. Царские особы нередко наведывались сюда на приемы, балы и концерты.
С 1884 г. владельцем особняка стал великий князь Сергей Александрович, младший брат Александра Третьего. Он получил дворец Белосельских-Белозерских в качестве подарка к свадьбе с прицессой Гессен-Дармштадтской (в крещении Елизаветой Федоровной). Прежние хозяева дворца попали в долги и рассчитались с казной своим домом, который отныне стал называться Сергиевским. Дворец частично переделали внутри; в решетку парадной лестницы ввели вензель "СА". Младшая сестра Елизаветы Федоровны, принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская, будущая императрица Александра Федоровна, жила в особняке в 1894 г. перед свадьбой с Николаем Вторым. Великий князь Сергей Александрович в 1905 г. был убит эсером-террористом И.П. Каляевым, а Елизавета Федоровна стала настоятельницей основанной ею Марфо-Мариинской обители в Москве. Дворец перешел к племяннику прежнего владельца Дмитрию Павловичу, ставшему в декабре 1916 г. одним из участников убийства Григория Распутина. Известно, что после этого события он находился во дворце под домашним арестом.

После революции 1917 г. дворец Белосельских-Белозерских был национализирован, как и многие другие особняки знати. В нем разместились райком комсомола и райком Коммунистической партии. В 1991 г. дворец превращен в культурный центр, где проходят выставки, концерты, конференции.