воскресенье, 18 ноября 2012 г.

Воронцовский дворец.


Один из красивейших дворцов Санкт-Петербурга в стиле барокко - Воронцовский дворец -  расположен в центральной части города, на Садовой улице напротив Гостиного двора.
Дворец был возведен в 1749-1757 годах архитектором Бартоломео Франческо Растрелли для вице-канцлера М.И. Воронцова. Михаил Илларионович Воронцов (1714 - 1767) - граф, вице-канцлер; родился в 1714 г. В четырнадцать лет был определён камер-юнкером при дворе великой княжны Елизаветы Петровны. Вместе с Шуваловым стоял позади саней, на которых цесаревна поехала в казармы Преображенского полка в ночь провозглашения её императрицей; он же вместе с Лестоком арестовал Анну Леопольдовну с её семейством. За это Елизавета пожаловала его действительным камергером, поручиком новоучрежденной лейб-компании и сделала владельцем богатых поместий. 3 января 1742 г. Михаил Илларионович стал мужем Анны Карловны Скавронской, двоюродной сестры государыни. В 1744 г. был возведён в графское достоинство Российской империи и вслед за тем назначен вице-канцлером. В 1748 г. он едва не подвергся опале. На него пало обвинение в соучастии в заговоре Лестока, но ему удалось легко оправдаться от этого обвинения и вернуть себе расположение императрицы.

Дворец отличается богатым, нарядным декором фасадов и пышной отделкой интерьеров. Пятьдесят парадных залов размещались по анфиладному принципу вдоль главного фасада и в боковых корпусах. В центральной части Воронцовского дворца был расположен большой двусветный зал, в другом просторном зале помещалась библиотека Воронцова, тогда одна из лучших в Санкт-Петербурге.
Здание украшают лепнина, золоченая резьба и другие элементы, свойственные стилю барокко.

Центральная, трехэтажная часть дворца отличается необыкновенным изяществом, пластичностью форм и нарядным декором. Главный фасад дворца решен традиционно для Растрелли: это композиция с тремя выступами-ризалитами, но в отличие от ризалитов других дворцов они менее объемны. Зато проработке каждого Растрелли уделяет особое внимание.

В центре дворца - огромная въездная арка, позднее заложенная и превращенная в крыльцо. По сторонам ее расположены группы колонн. Над колоннами - балкон, подчеркивающий центр фасада. Окна первого этажа украшают фигурные наличники. На замковых камнях - львиные маски, пример превосходной лепки, всегда широко используемой Растрелли на фасадах зданий. Простенки между окнами рустованы. Рустом подчеркнута и массивность первого цокольного этажа.

Второй этаж - парадный. Здесь окна большего размера, завершающиеся полуциркульными арками, наличники украшены. Между окнами - сдвоенные колонны, а над проездной аркой - сдвоенные пилястры. Центральный ризалит завершается фронтоном, украшенным скульптурной композицией с гербом владельца, повторенный на обоих фасадах.
В решении фасада Воронцовского дворца применен особый архитектурный прием, позволяющий четко выделить центр. В композиции центрального ризалита подчеркнуты и вертикальные и горизонтальные линии, тогда как в боковых ризалитах - только вертикали.

Необычным сделал Растрелли и вход во дворец: в центральной арке слева и справа два портика с колоннами дорического ордера. В одном из них и была расположена парадная лестница, два марша которой вели во второй этаж; стены лестницы украшали росписи.

При всем этом барочная пышность центрального фасада контрастирует с нарочито скромным обликом двухэтажных боковых флигелей.

От Садовой улицы дворец отделяет парадный двор и изящная ограда, выполненная из литого чугуна по рисунку Растрелли . Эта чугунная ограда - один из первых образцов использования в русской архитектуре художественного литья. За главным корпусом был регулярный сад с бассейнами, фонтанами и аллеями, простиравшийся до Фонтанки.

Строительство дворца обошлось вице-канцлеру Воронцову в такую сумму, что тратиться на его содержание он уже оказался не в состоянии, и Воронцовский дворец был передан в казну.
В 1798 году Павел I принял титул великого магистра Мальтийского ордена, и Воронцовский дворец был передан ордену в качестве главной резиденции.

В 1798 - 1800 годах архитектором Джакомо Кваренги во дворце была устроена церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи. Храм был освящен 21 июня 1801 г. и разместился на втором этаже главного здания в левом крыле. Колонны в православном храме были отделаны искусственным синим и желтым мрамором, лепной карниз позолочен, на потолке и стенах изображены мальтийские кресты. Белый мальтийский крест, как пишет в своих мемуарах "На службе трех Императоров" Н.А. Епанчин, в дальнейшем станет эмблемой Пажеского корпуса.

Со стороны сада по проекту Кваренги к главному корпусу была пристроена Мальтийская капелла в стиле классицизма. Строгость ее форм резко выделяется на фоне барочной прихотливости Воронцовского дворца. Внутреннее убранство капеллы - колонны в сочетании с арками, полукруглые своды покрытого росписью потолка, скульптуры ангелов, гипсовые гирлянды и мальтийские кресты - придавало торжественную пышность этому, по сути, небольшому сооружению. Капелла  была освящена в 1800 г. В ней, справа от алтаря, под балдахином стояло кресло Его Величества Гроссмейстера. При жизни Павла в капелле регулярно проходили собрания капитула ордена.
До сих пор хорошо сохранилась внутренняя отделка капеллы - колоннада коринфского ордера, роспись, лепное убранство стен, облицованных искусственным мрамором. Тщательная реставрация капеллы была произведена в 1927 году архитектором Н. П. Никитиным.
Зал Мальтийской капеллы, а также церковный зал во дворце имеют особую ценность как  сохранившиеся подлинные интерьеры Кваренги, потому что почти все другие впоследствии подверглись значительным переделкам или были уничтожены.

После воцарения Александра I Воронцовский дворец, как и все имущество Мальтийского ордена в России, отошел к казне. В 1810 году здесь разместился Пажеский корпус, который был создан еще в 1759 году как придворная школа. В 1802 году по указу Александра I корпус был преобразован в закрытое военно-учебное заведение и назван "Пажеский Его Императорского Величества корпус".

После Октябрьской революции Пажеский корпус был закрыт, во дворце разместилась Первая Петроградская пехотная школа командного состава РККА.  В 1937 году на базе этой школы образовалось Ленинградское пехотное училище имени С. М. Кирова. С 1955 года в здании Воронцовского дворца располагается Суворовское военное училище.
Мальтийская капелла в годы Советской власти долго использовалась как клуб пехотной школы имени Склянского. Большая часть предметов интерьера и утвари в 1928 году была передана музеям Ленинграда. В конце 2002 года в капелле, отреставрированной по инициативе начальника Суворовского училища генерала В. Скоблова, открылся Музей истории кадетских корпусов России.