Михайловский (Инженерный) замок.


Михайловский (Инженерный) замок - величественный архитектурный памятник рубежа 18-19 веков в центре Санкт-Петербурга. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, который был разобран по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери - Екатерины II. Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I называть все свои дворцы "замками"; второе имя - "Инженерный" произошло от находившегося там с 1823 года Главного (Николаевского) инженерного училища.

Общий замысел создания замка и первые наброски его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 году. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 годов. К работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф.-Г. Виолье, В. Бренна, В. И. Баженов.

Осуществить замысел постройки Павел смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 года. 28 февраля 1797 года состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который доработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 года, в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 года.

Необычный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его в отдельный ряд архитектурных форм русского классицизма. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца - императора Павла I. Огромное сооружение поражает мрачной мощью и суровой замкнутостью.

Изначально  "Дворец Святого Михаила", как именовался замок в документах 18 столетия, был со всех сторон окружен водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в 1745-1747 году по модели Б. К. Растрелли, сделанной еще при жизни Петра. Облицованный мрамором пьедестал высечен архитектором Ф. И. Волковым. На нём укреплены бронзовые барельефы "Полтавская баталия" и "Бой при Гангуте", созданные молодыми скульпторами В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребеневым и И. Е. Моисеевым при руководстве М. И. Козловского.

Основу плана дворца составляет квадрат с скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое "лицо", что придает зданию особую живописность. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.

Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. В тимпане фронтона расположен барельеф "История заносит на свои скрижали славу России", исполненный братьями Стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись - "Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней", представляющая собой заключительные строки 92-го библейского псалма.

Совсем иначе решен обращенный к Летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон - традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.

Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки.

В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение Бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения.

Интерьеры Михайловского замка современники называли "чудом роскоши и вкуса". В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П, К. и Дж. Скотти, А. Виги, Я. Меттенляйтер, скульпторы К. Альбани, И.П. Прокофьев, П.И. Соколов, живописцы И.А. Акимов, А.М. Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных галерей - зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок - располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена ценнейшими произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.

Михайловский замок являлся резиденцией  императора Павла лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений.

В начале 1820-х годов здание было передано Главному Инженерному училищу. В феврале 1823 года оно получило новое название - Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович, ученые И.М. Сеченов и П.Н. Яблочков, композитор Ц.А. Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.

На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.

В 1991 году Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея, и с этого момента ведется его поэтапная реставрация.

В настоящее время в отреставрированных залах замка развернуты постоянные экспозиции Русского музея ("История замка и его обитателей", "Античные сюжеты в русском искусстве" и "Эпоха Ренессанса и творчество русских художников") и проходят временные выставки.