Храм Воскресения Христова (Спас на Крови).



Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова построили на том месте, где 1 марта 1881 г. был смертельно ранен император Александр Второй. Городская дума Петербурга объявила конкурс, но представленные проекты не удовлетворяли Александра Третьего, желавшего, "чтобы храм был построен в чисто русском вкусе 17 столетия". Император остановил свой выбор на проекте архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (И.В. Малышева), задумавших общую композицию храма в виде 5 распустившихся лепестков бессмертника. В архитектуре и декоре собора использовали те же решения и приемы, что и при возведении храма Василия Блаженного в Москве. Так Спас на Крови стал ярким образцом неорусского стиля, восходящего к традициям московского и ярославского зодчества 16-17 вв.

Торжественная закладка Воскресенского храма состоялась в 1883 г., а освятили его только в 1907 г. (спустя 24 года). Работы по возведению собора оказались чрезвычайно трудоемкими: впервые отказались от забивки свай под основание храма и уложили бетонный фундамент под всей его площадью, а для колокольни сделали специальный выступ, вдающийся в русло Грибоедовского канала на 8 м. Потому собор, расположенный у самой кромки набережной, лишен симметрии и не имеет обычного среднего входа.

Внешне Спас на Крови напоминает русские терема. Однопрестольный и трехапсидный собор высотою 81 м завершается 5 главами: центральной шатровой и боковыми луковичными. Над местом гибели царя возвышается двухъярусная колокольня, к храму примыкают две паперти с крыльцами-притворами. Купола его покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью, а главка над алтарем - золотой смальтой. Цокольное основание покрыто серым гранитом, стены храма облицованы коричнево-красным кирпичем, на фоне которого особенно нарядными кажутся резные мраморные колонны, фигурные наличники, орнаментальные пояски, карнизы, кокошники с мозаичными вставками и изразцовая черепица шатровых крыш. На фасадах укреплены 20 досок из темно-красного гранита, рассказывающих о царствовании Александра Второго, а на колокольне помещены мозаичные гербы губерний Российской империи.

Высота колокольни и храма в метрах - 62 и 81 м (а ведь в то время использовались иные меры длины - сажени и аршины) - соответствует числу полных лет, прожитых Александром Вторым, и году, когда он погиб.

После революции 1917 г. церковное помещение заняло "Общество политкаторжан" для организации в нем музея "Народная воля". (А ведь, именно Исполнительный комитет организации "Народная воля", целью которой было свержение самодержавия, вынес императору Александру Второму смертный приговор.)
В 1941 г. храм хотели взорвать, но эту беду отвела другая - война. В 1961 г., при ремонте протекавшей кровли, в главном куполе обнаружили неразорвавшийся артиллерийский снаряд. Он прошел по касательной и застрял под рукой изображенного Христа Вседержителя. Вот так - чудом, вопреки всему - храм, бывший и моргом, и складом театральных декораций, уцелел.
Восстанавливали его 27 лет, с 1970 по 1997 г., - дольше, чем строили. Внутреннее убранство из итальянских мраморов и русских самоцветов, включая 608 кв.м резных мраморных полов, почти полностью раграбленное, было восстановлено в первоначальном виде.

В соборе нет ни одной живописной работы, его стены укрыты мозаичным ковром. Иконостасы (центральный, северный и южный), киоты и сень, установленная над местом, где был смертельно ранен Александр Второй, выполнены из итальянских мраморов, уральской яшмы и порфира. В.М. Васнецов создал эскизы к "Спасителю" и "Богоматери с младенцем" для иконостаса и 5 мозаик на фасадах. Над эскизами мозаик также работал М.В. Нестеров. Общий мозаичный покров храма занимает свыше 7000 кв.м.