Исаакиевский собор. Казанский собор.


ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР.
В центре Санкт-Петербурга величественной каменной громадой высится Исаакиевский собор, сверкающий золотом купол которого словно плывет, торжественно вырисовываясь на фоне неяркого северного неба. Исаакиевский собор является самым вместительным храмом Санкт-Петербурга: в нем могут одновременно находиться до 14 тыс. человек. По высоте храм лишь немногим уступает колокольне Петропавловского собора.

Собор посвящен святому Исаакию Далматскому, небесному покровителю Петра Первого, родившегося 30 мая, в день памяти этого святого. Нынешнее здание собора четвертое по счету. Первую, деревянную, церковь Исаакия - заурядное продолговатое сооружение с одноярусной колокольней над входом - поставили в 1710 г., теперь на этом месте бьет фонтан, устроенный перед зданием Адмиралтейства. 19 февраля 1712 г. в ней венчались Петр Первый и Екатерина. В 1717 г. на площадке, где сегодня стоит другой символ Петербурга - Медный всадник, по проекту Г.И. Маттарнови была сооружена другая каменная церковь; в ее закладке участвовал сам Петр. Своим внешним видом она напоминала Петропавловский собор. Ныне существующее здание возведено на месте третьего храма, строительство которого начал в 1768 г. итальянский архитектор А. Ринальди и неудачно закончил В. Бренна в 1802 г. Перестраивали храм по проекту А.А. Монферрана (1786-1858), молодого и мало известного тогда архитектора.

Строительство продолжалось 40 лет (1818-1858 гг.) с остановками, изменениями и дополнениями проекта. По Петербургу ходил слух, будто зодчему предсказали, что он умрет через месяц после завершения работ. Монферран, зная о пророчестве и стараясь отодвинуть роковую дату (а она действительно наступила), подсознательно затягивал строительство. Тем не менее оно шло с невиданным размахом.

Французский писатель и путешественник виконт д"Арленкур писал в своей книге о России "Полярная звезда", изданной в Париже в 1843 г. о еще не достроенном соборе: "Этот памятник, как сказочная греза, и мрачная, и лучезарная, воплощенная в мраморе и золоте". Здание собора поставили на 10 762 просмоленных сваях длиной 6,5 м каждая. После того, как их забили, из котлована перестали выкачивать воду, пока она не достигла нужной высоты. Сваи обрезали точно по отметке, оставленной водой, а поверх положили массивный сплошной фундамент из гранитных блоков и бутового камня. Затем с четырех сторон возвели гранитные колонны портиков коринфского ордера (всего собор украшают 112 колонн), каждая представляла собой гранитный монолит высотой 15 м и весом 100 т. Большой интерес петербуржцев вызвала установка первой колонны, происходившая 20 марта 1828 г. в присутствии царской семьи. Только после этого начали возводить стены, которые затем облицевали карельским мрамором. С помощью системы наклонных арок подняли 24 колонны купольного барабана. Купол собора, один из крупнейших в мире, уникален: он состоит из трех оболочек - внутренней сферической, средней конической и наружной параболической. На его позолоту потребовалось около 100 кг червонного золота. Барабан главного купола выполнен в духе эпохи Возрождения. Высокие фигуры ангелов, выступающие из стены, символически отображают фрагменты жизни Иисуса Христа.
Все 11 колоколов собора были отлиты под руководством валдайского мастера И.М. Стуколкина "по Высочайшему повелению из старинных сибирских пятаков". Самый большой колокол весил 1860 пудов (почти 30 т), он стал крупнейшим в столице.

Снаружи собор выглядит несколько суровым и тяжеловесным, но его интерьер исключительно праздничен, красив и совершенен по исполнению. Мраморный мозаичный пол, мраморные колонны, инкрустация, скульптура и монументальная живопись - все это великолепное убранство является ярким примером синтеза искусств.

В роскошной отделке интерьеров храма использованы декоративные и полудрагоценные камни, облицовачный мрамор, малахит и лазурит. Две центральные колонны иконостаса выполнены из бадахшанского лазурита. Остальные облицованы малахитом, причем небольшие пластинки так подобраны русскими мастерами, что образуют причудливый узор. Не случайно российский минералог А.Е. Ферсман называл Исаакиевский собор сокровищницей цветного камня. В оформлении интерьеров участвовали Ф.А. Бруни, Т.А. Нефф, Ф.П. Брюллов, К.П. Брюллов, С.А. Живаго, И.П. Витали, С.С. Пименов, П.К. Клодт. Всего в технике фрески и масляной живописи в соборе выполнено более 150 произведений. Позднее живописные работы были заменены мозаичными; для передачи богатства красок мастера использовали 12 тыс. оттенков смальты. Русское мозаичное искусство считалось тогда одним из лучших в Европе.

В иконостасе мозаичные иконы первого ряда изображают святых, соименных царям, при которых строились четыре храма Исаакия Далматского; второго ряда - святых, соименных членам царской семьи. Живописные иконы третьего яруса изображают ветхозаветных пророков. Над алтарными вратами размещена скульптурная группа "Христос во Славе", а над ней - мозаичная икона "Тайная вечеря", созданная под влиянием знаменитой фрески Леонардо да Винчи. Витраж окна главного алтаря - уникальное произведение площадью 28,5 кв.м - изготовлен в Мюнхене мастером М.Э. Эйнмиллером. Многочисленные детали витража вырезаны из цветного стекла и расписаны специальными красками, которые во время обжига припаивались к нему. Применялось также стекло из двух слоев, окрашенных в разные цвета.

Когда город вырос и его центр переместился на левый берег Невы, Исаакиевский собор, один из лучших европейских кафедральных соборов 19 в., стал главным в Петербурге. В нем всегда торжественно отмечали церковные праздники (особенно Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста и умовение ног в Великий четверг) и памятные для царской семьи дни. Каждый год 30 августа из собора начинался Великий крестный ход, который шел от Невского проспекта к Александро-Невской лавре.

В 1928 г. храм закрыли, а через два года в нем расположился антирелигиозный музей. В годы Великой Отечественной войны собор получил серьезные повреждения, но был отреставрирован. В 1957 г. он открылся вновь, но уже как музей-памятник. Сейчас в Исаакиевском соборе, хотя он и остается музеем, проводятся церковные службы.


КАЗАНСКИЙ СОБОР.

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) - один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, являющийся памятником архитектуры русского классицизма. Построен в 1801-1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным по указу императора Александра I для перенесения туда чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Освящен в 1811 году. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм несколько лет сосуществовал с экспозицией музея. С 2000 года - кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы,обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747-1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ "Рождества Богородицы".
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы российской армии.
В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзага, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.
Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравер - Алфёров Николай Федорович. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-ой степени.

15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы - на западе - вход, на востоке - алтарь. Потому многие культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Фасады собора облицованы серым пудожским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.
Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых "райских дверей" XV века во флорентийском баптистерии.

Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Из барельефов в интерьере уцелели всего два: "Несение креста" Ф. Ф. Щедрина и "Взятие под стражу" Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.

Образа исполнили академики живописи: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие.

Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834-1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

Главная святыня храма - почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери. Икона принадлежала царице Прасковье Фёдоровне (Салтыковой) - вдове царя Ивана V (сводного брата царя Петра I, царствовавшего вместе с ним с 1682 по 1696 годы). Икона была привезена ею в Санкт-Петербург при переезде царского двора из Москвы, после объявления в 1712 году Санкт-Петербурга столицей. Эта икона вдохновляла возглавляемое князем Пожарским народное ополчение, которое в 1612 году двигалось из Нижнего Новгорода в Москву освобождать Кремль от иноземцев. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском соборе. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. После закрытия собора она была перенесена в Успенский собор на Сенной площади (Спасо-Успенский обновленческий кафедральный собор), после его закрытия - в Смоленскую кладбищенскую церковь. После закрытия последней в 1940 году святыня была изъята у обновленцев и передана в Князь-Владимирский собор, где помещена у правого клироса. 4 июля 2001 года икона была возвращена в Казанский собор.

Казанский собор - храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери.. В 1813 году прах светлейшего князя М. И. Кутузова, умершего в прусском городе Брунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решетку, ограждающую могилу М. И. Кутузова и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку самого А. Н. Воронихина.
В 1813-1814 годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамен и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от крепостей и городов взятых русской армией.
А в 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества.

В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне - манифест 1815 года о Священном союзе.

До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844-1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, - в 1862-1865 годах.

28 октября (9 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.

18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил "пещерный" зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.

Гонения на церковь, начавшиеся после революции 1917 года, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950-1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963-1968 годах - фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. В 2000 году собор получил статус кафедрального.