Елагин дворец.



В 1818 г. император Александр Первый подарил своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, летний дворец на Елагином острове, что раскинулся между Большой и Средней Невками. Своим названием остров обязан видному екатерининскому вельможе И.П. Елагину, который владел им с 1770-х гг. На ранних картах Петербурга этот остров именовался Мишиным: по легенде, петровские солдаты, впервые попав сюда в 1703 г., наткнулись на медведя, и название появилось в честь этого происшествия. Поначалу землей, сменяя друг друга, владели петровские и екатерининские сановники, но каменное строительство началось только при Елагине. Тогда здесь были возведены большой дворец, оранжереи, павильоны, беседки, службы.

Создание летней резиденции, сооружение новых корпусов и другие строительные работы Александр Первый поручил придворному архитектору Карлу Росси (1775-1849). Мария Федоровна желала, чтобы ее новый летний дом совмещал пышность российского дворца с милой сердцу немецкой уютностью, и Росси постарался удовлетворить всем запросам заказчицы. Через пять лет напряженного труда на острове поднялся жемчужно-серый, словно мерцающий на фоне зеленой листвы дворец с плоским куполом. В зеркальных стеклах его окон отражался прекрасный парк, созданный придворным садовником Джозефом Бушем.

Западный и восточный фасады дворца имеют торжественно-нарядный вид, подчеркнутый белоснежными коринфскими колоннами. Центральная часть западного фасада выделена шестиколонным портиком - это был излюбленный прием архитектора. Широкая лестница и закругленные пандусы связывают здание с раскинувшимся перед ним Масляным лугом. Восточный фасад со стороны реки украшен шестиколонной полуротондой, углы отмечены четырехколонными портиками со сдвоенными колоннами.

Искусный декоратор, Росси продолжил игру контрастов двух дворцовых фасадов в убранстве внутренних помещений, где большие залы чередуются с малыми покоями, а строгая белизна стен - с яркой и насыщенной отделкой. Центральное положение занимает Овальный, или Танцевальный, зал, обращенный к реке. Его опоясывают ионические колонны с кариатидами, между которыми располагаются изысканные барельефные композиции на античные темы. Зал примыкает к парадному вестибюлю, но их разделяет узкая полутемная галерея. Попадая из нее в просторное светоносное помещение, невозможно сдержать возглас изумления. К Овальному двухсветному залу на первом этаже примыкает Голубая и Малиновая гостиные, которые открывают парадные интерьеры с отделкой, воспроизводящей дух богатых жилищ римских патрициев. Стены гостиных затянуты узорчатой обивкой соответствующих названию цветов.

Вдоль бокового фасада дворца протянулась изысканно сдержанная по декору столовая, выдержанная в золотисто-желтых тонах. В кабинете не только стены, но и потолок покрывал искусственный мрамор, украшенный полихромной живописью художника Антонио Виги, напоминавшей росписи по фарфору, и потому его нередко называли Фарфоровым. Рядом с кабинетом расположилась пышная и нарядная Опочивальня.

Елагин дворец называли дворцом дверей - их здесь очень много, но нет двух одинаковых. Создавая определенный ритм и симметрию, Росси иногда использовал фальшивые двери.
У подножия дворца Росси устроил обширную террасу с пологими лестницами и широкими маршами. Одна из них, полукруглая, с вазами из белого каррарского мрамора и ажурными корзинами-цветочницами, вторит плавным линиям купола и полукруглой ротонды, словно подчеркивая ритм движения речных волн. Другая, парадная каменная лестница, украшена чугунными изваяниями львов, повторяющими бронзовые статуи Львиного каскада в Петергофе.

Дворец стал композиционным центром ансамбля, в который вошли Кухонный и Конюшенный корпуса, оранжерея, домик садовника, павильон у пристани, музыкальный павильон, гауптвахта у моста. Эта первая "архитектурная симфония" Карла России принесла тогда молодому зодчему блистательный успех.

В советское время Елагин дворец занимали разные учреждения. Разрушенный во время Великой отечественной войны, он был полностью восстановлен к 1960 г. Сейчас в нем размещается Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца 18 - начала 20 в.