Таврический дворец.



В числе первых выпускников Академии "трех знатнейших художеств" был Иван Егорович Старов (1745-1808). Он приехал в Петербург из Москвы и при поступлении занял первое место по архитектурному классу. А по окончании академии за успехи и талант Старов получил золотую медаль, которая давала ему право на поездку за границу. В 1766 г. он отправился во Францию, а затем в Италию для изучения "славнейших древностей", а через шесть лет вернулся в Санкт-Петербург и стал одним из ведущих мастеров классицизма. Среди его творений - Таврический дворец, шедевр отечественного и европейского зодчества. На него обратил внимание Наполеон, когда искал образец для устройства резиденции своего сына-наследника.

Г.Р. Державин сравнивал Таврический дворец с древнеримскими дворцами: "Кто хочет иметь о нем понятие - прочти, каковы были загородные дома Помпея и Мецената. Наружность его не блистает ни резьбой, ни позолотой, ни другими какими пышными украшениями. Древний изящный вкус - его достоинство; оно просто, но величественно".

Строительство Таврического дворца началось в 1783 г., он предназначался для героя Русско-турецкой войны 1768-1774 г.г. Григория Александровича Потемкина, фаворита Екатерины Второй, получившего за храбрость чин генерала-аншефа и назначенного вице-президентом Военной коллегии. До смерти Потемкина в 1791 г. дворец назывался Конногвардейским домом. Старову было велено денег на тот дом не жалеть. Для строительства отвели участок в удалении от центра, на берегу Невы, и потому архитектор спроектировал дворец как загородную резиденцию - с главным фасадом, обращенным к реке, и большим парком по другую сторону. Здание кажется грандиозным, несмотря на то что его высота всего 12 м.

От Невы к дворцовой пристани вел канал для гребных судов; вход в него отмечали гранитные устои. Приплывавшие суда швартовались в овальной, имеющей форму ковша гавани. Оттуда гости попадали в парадный двор - курдонер, и перед ними открывался величественный главный фасад, протянувшийся на 230 м.

Со стороны парадного подъезда дворец расположен в виде распластанной буквы "П" или, как тогда говорили, "покоем". Монументальная средняя часть центрального корпуса отмечена шестиколонным портиком и куполом на барабане с ритмично прорезанными окнами. Колоннами украшены и фасады боковых корпусов, сильно выступающие вперед. Садовый фасад сложнее по композиции: в нем далеко вперед выходит объем центрального корпуса с Большой галереей.

Внешне строгий, лишенный декора и скульптуры, дворец поражал своими внутренними покоями - залы были разными по форме и высоте и имели роскошное убранство. За вестибюлем открывался огромный восьмиугольный Купольный зал с нарядной хрустальной люстрой, а за ним сверкал длинной чередой белых ионических колонн Екатерининский зал. За стволами колонн виднелась листва зимнего сада в английском пейзажном стиле, который неизменно потрясал гостей: диковинные деревья и цветы, птицы, аквариумы, извилистые дорожки. Г.Р. Державин писал, что сад с первого взгляда производил такое "действие очарования", что казался миром "живописи и оптики". А за огромными окнами простирался настоящий парк - пейзажный Таврический сад, созданный садовым мастером Вильямом Гульдом.
В интерьерах дворца сохранились до наших дней фрагменты монументально-декоративной росписи плафонов, фризов, стен, выполненных итальянскими живописцами и декораторами Дж. Б. Скотти, Д. Феррари, Ф. Градицци и другими.

3 апреля 1791 г. в концертном зале Таврического дворца устроили грандиозный праздник в честь взятия русскими войсками крепости Измаил - победы, завершившей Русско-турецкую войну 1787-1791 г.г. На торжество пригласили 3 тыс. человек. "Обстановка и убранство дворца походили на волшебное воссоздание одной из сказок <Тысячи и одной ночи>", - вспоминал М. Пыляев. Дворец, построенный на средства Потемкина, был выкуплен у него казной и возвращен ему в качестве монаршего дара. Получивший звание фельдмаршала и титул князя Таврического, Потемкин в малиновом фраке, усыпанном бриллиантами, встречал Екатерину Вторую. А в октябре этого же года он умер прямо на степной дороге в своей любимой Новороссии.

Однако работы, связанные с украшением дворца, продолжились: императрица любила в нем жить. В Таврический дворец по приказу Екатерины перевезли её коллекцию скульптуры. Кроме статуи "Екатерины - законодательница" (работы Ф.И. Шубина) здесь с дня празднования взятия Измаила находилась статуя Венеры. Со временем Венера также стала именоваться Таврической. Кроме скульптуры, здесь находились картины работы итальянских, французских, испанских и других художников, в частности Леонардо да Винчи, Рафаэля, Санти, Антонио Корреджо и других.

Но после смерти императрицы ее сын Павел Первый, ненавидевший Потемкина, устроил в Таврическом казармы конного полка. Купольный зал превратили в манеж, а парадные покои - в конюшни. Уничтожили и волшебный зимний сад. Из всех парадных помещений были вывезены предметы убранства, наборные паркеты, изразцовые печи и пр. 

В 1802-1804 годах дворец был восстановлен архитектором Л. Руска. Интерьеры здания подверглись при этом значительным изменениям. Полы были подняты на 60 сантиметров. Из-за этого изменились пропорции колонн Купольного зала и большой галереи. Парадные залы и помещения в восточном и западном крыльях дворца были расписаны заново. Новые изменения в оформлении интерьеров произошли в 1819 году, когда центральные залы дворца расписал в характере позднего классицизма известный живописец-декоратор Д. Скотти.

В начале 20 века зимний сад превратили в зал для заседаний Государственной думы. Но дворец сохранился как своеобразный памятник ратной славы России, напоминающий о ее утверждении в Крыму, древнее название которого Таврида.