вторник, 19 июня 2012 г.

Дом акционерного общества "Зингер и К°".



На углу Невского проспекта и канала Грибоедова (Екатерининского) высится здание с башней и огромными окнами-витринами. В начале XX в. петербургский зодчий Павел Юльевич Сюзор (1844-1919) возвел это здание для размещения в нем центрального представительства немецкого акционерного общества "Зингер и К°", производящего швейные машины.

Сюзор построил в Петербурге около 100 сооружений разного назначения. В его творениях отразилось переходное время рубежа эпох. Торговый дом компании "Зингер" - одна из поздних работ архитектора; он построен в 1902-1904 гг. Здание выдержано в стиле поздней эклектики и раннего модерна, его рациональной ветви, возникшей не без влияния американской архитектуры.

Первоначально руководство фирмы "Зингер" предполагало воздвигнуть небоскреб, подобный тому, что в это время строился компанией в Нью-Йорке. Но высота строений в центре Санкт-Петербурга не могла превышать 23,5 м до карниза. Архитектор П.Ю. Сюзор блестяще разрешил это затруднение: над шестью этажами с мансардой он возвел башню из стекла и металла, увенчанную стеклянным глобусом. Глобус служил рекламой фирмы "Зингер", изнутри освещался электричеством, а снаружи был обвит надписью "Зингер и К°".

Впервые в Петербурге при возведении этого дома был применен железобетонный каркас, заполненный кирпичом на цементном растворе. Каркасная конструкция определила масштабность и ритмичность всей архитектурной композиции. Благодаря ей стали возможны большие размеры окон-витрин в первом этаже и широкие оконные проемы других этажей.
Фасады, облицованные красным и серым гранитом, декорированы оригинальной крупной металлической скульптурой и нарядными решетками. Символическая скульптура фасадов, украшенных также мозаичными вставками, была выполнена по моделям известных скульпторов А. Л. Обера и А. Г. Адамсона. Угловую часть фасада украшают бронзовые девы-валькирии на рострах кораблей (в скандинавской мифологии они по воле бога Одина решали исход сражения). Одна из них держит в руках веретено и швейную машинку - символы легкой промышленности, другая - гарпун, символизирующий судостроение и тяжелую промышленность. На фасаде также можно увидеть атрибуты Меркурия (Гермеса), бога торговли: кадуцей - "посох вестника" - жезл, обвитый двумя змеями, и петаз - дорожная шляпа с крыльями. Стеклянный шар поддерживает скульптурная группа, символизирующая мореплавание.

В наибольшей степени черты модерна ощущаются в вестибюле, где устроена асимметричная лестница, в композиции центрального зала-атриума и в прихотливо-криволинейных узорах из кованой бронзы. Высокая угловая башня, увенчанная глобусом (диаметром 2,8 метра), теперь кажется по-петербуржски традиционной, хотя ее форма из стекла и металла была для того времени новой. На стеклянном куполе Дома Зингера сидит, расправив крылья, орёл с американского герба. Интересна история его возникновения и сам факт его наличия. Во время первой мировой войны компанию "Зингер" стали обвинять в шпионаже. Название компании ассоциировалось у народа с Германией, хотя мало кто знал, что именно "Зингер" шила форму для российской армии. Тогда владельцы фирмы сдали нижний этаж здания под консульство США и стали всячески подчеркивать, что "Зингер" - это американская компания. Скорее всего, именно в этот период на куполе появился американский орёл. Интересно, что одноглавый орёл уцелел в 1917 году, когда по всему городу сносили символы самодержавия - орлов двуглавых. Правда, в 1920-е годы орёл все-таки таинственно исчез, восстановили его в наши дни реставраторы. Скульптуру воссоздали по фотографиям и чертежам начала XX века.

Здание было оснащено самыми передовыми технологиями того времени, начиная от лифтов и заканчивая автоматической очисткой крыш от снега.

Дом Зингера быстро стал востребованным. Идеальное место расположения - на перекрестке двух магистралей - обеспечивало большие потоки потенциальных клиентов.
Финансовые и торгово-закупочные структуры акционерной компании "Зингер" сосредоточились в мансардном этаже, остальные пространства сдавались внаем. Преимущества новой постройки первыми оценили банкиры. Сначала договор на аренду заключил Санкт-Петербургский частный коммерческий банк. Позднее его примеру последовали банкирские дома "Захарий Жданов" и "Братья Джамгаровы" и правление Русско-Английского банка. Респектабельность Дома Зингера в 1910-е гг. подкрепилась переездом сюда американского консульства. После октябрьских событий компания "Зингер и К°" свою деятельность в России свернула.
С декабря 1919 года в здании поселился "Петрогосиздат" (с 1938 "Лениздат"), а в 1920-е - 30-е годы - и другие издательства, также велась книжная торговля, а с 1938 года здесь расположился "Дом книги".

С 2004 по сентябрь 2006 года здание находилось на реконструкции, которую по согласованию с Росохранкультурой и КГИОП осуществляло ЗАО "Петербургское агентство недвижимости (ПАН)", заключившее с КУГИ договор на долгосрочную аренду этого здания. С ноября 2006 года в нём вновь функционирует "Дом книги", занимающий часть здания, в то время как другую часть помещений ЗАО "ПАН" сдаёт в аренду.
На двух верхних этажах дома компании "Зингер и К°" расположен офис компании "ВКонтакте".

Обновленный во время последнего ремонта "Дом Книги" выглядит не менее богато, чем в начале прошлого столетия. Полностью воссоздана центральная лестница из каррарского мрамора. Ее реставрация обошлась в 1 млн. долларов. Снова нанесена "венецианская" штукатурка, а декоративные элементы выполнены с нанесением сусального золота.

понедельник, 18 июня 2012 г.

Дом товарищества "Братья Елисеевы".



До сих пор выглядит дерзким вызовом всем окружающим старомодно-чопорным зданиям причудливо-вычурный дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, построенный в самом начале 20 в. Эпатажный облик дома вызывал противоречивые впечатления у петербуржцев более века тому назад. Одни считали его похожим на торт, а другие восхищались им как достижением в области архитектуры. Однако здание с самого начала прекрасно выполняло предназначенную ему рекламную роль: в нем расположился главный фирменный магазин товарищества "Братья Елисеевы" в Санкт-Петербурге.
Здесь всегда находился самый роскошный гастроном города с богато оформленными торговыми залами. Петербуржцы до сих пор называют это здание Елисеевским магазином, хотя магазина теперь в нем нет. Здание построили всего за два года (1901-1903 гг.) на месте старого, ничем не примечательного доходного дома. Его купил на снос Григорий Григорьевич Елисеев, купец 1-й гильдии, глава торгового товарищества. Григорий Григорьевич принадлежал к знаменитой купеческой династии. Ее родоначальник Елисей Семенов, происходивший из ярославских крепостных крестьян, в 1813 г. выкупился на волю и открыл в Санкт-Петербурге первую лавку. Скоро в Москве и Петербурге было уже несколько магазинов Елисеевых, где можно купить все, что угодно, и где никогда не обманут. С 1896 г. единоличным хозяином дела стал 32-летний Г.Г. Елисеев. Он был воспитанником знаменитой гимназии К.И. Мая и получил прекрасное образование и воспитание.

Строителем магазинов Елисеевых в Петербурге был Гавриил Васильевич Барановский (1860-1920), гражданский инженер, зодчий, знаток архитектурных стилей, составитель уникальной семитомной "Архитектурной энциклопедии второй половины 19 в.". Барановский отдал дань эклектике, но его талант особенно ярко раскрылся в проектировании сооружений в стиле модерн. Все творения архитектора отличались оригинальным замыслом и высоким качеством исполнения. Жизнь зодчего закончилась трагически: в 60 лет он умер от голода в послереволюционном Петрограде.

На Невском проспекте Гавриил Васильевич Барановский создал запоминающийся образ крупного торгового здания. 7 сентября 1903 г. в только что построенном помещении был торжественно открыт главный фирменный магазин товарищества. Для его освящения из Казанского собора принесли икону Казанской Божией Матери; пел хор, состоящий из членов семьи Елисеевых, а потом был устроен роскошный банкет, на котором присутствовало полторы сотни сотрудников фирмы.

Здание построено в броских претенциозных формах раннего модерна. В нем было все, что в те годы отличало ультрамодные сооружения этого стиля на улицах Парижа, Милана, Вены. Большую часть его главного фасада, обращенного к Невскому проспекту, занимали гигантская арка и элегантные витражи. К Малой Садовой улице магазин обращен тремя огромными вытянутыми остекленными проемами. Стены украсили тяжеловесные чугунные скульптуры, в аллегорической форме изображающие промышленность, торговлю, искусство и науку. Их выполнил скульптор А. Адамсон. Черты модерна проявились и в щедром использовании металла для конструкций и декора, и в сочетании розовой гранитной облицовки с зеленью металлических деталей, и в контрасте мощных пилонов и легкого металлического декора, завершающего строение.

Внутри здания - обширный торговый зал, оформленный с необыкновенной роскошью: огромные зеркала, увеличивающие пространство, мраморные прилавки, отделанные красным деревом и латунью, изогнутые светильники из молочного стекла. Весь арсенал прикладного искусства модерна стал фоном для того изобилия изысканных продуктов, которые видели здесь покупатели.

На втором этаже Барановский спроектировал ресторанные залы, на третьем - театральный. До революции 1917 г. в нем давали спектакли, а позднее размещались, сменяя друг друга, театры "Гротеск", Малый драматический и др. С 1931 г. сцену занял только что созданный и быстро завоевавший популярность в Северной столице Театр сатиры и комедии (с 1935 г. Театр комедии), которым в разные годы руководил режиссер и художник Н.П. Акимов, прозванный Моцартом юмора. Именно здесь состоялись премьеры знаменитых пьес Е.Л. Шварца "Дракон", "Тень", "Обыкновенное чудо". По эскизам Акимова был расписан витраж театра, выходящий на Невский проспект.

В последние годы отреставрирована отделка интерьера торгового зала в стиле модерн, восстановлены и фасады. Сейчас, как и прежде, Елисеевский магазин привлекает к себе внимание огромной остекленной поверхностью фасада и большим витражом в арке. А в глубине его подъезда по-прежнему находится вход в театр.

четверг, 7 июня 2012 г.

Витебский (Царскосельский) вокзал.


Витебский (Царскосельский) вокзал является самым старейшим вокзалом России. Современное здание вокзала - замечательный образец стиля модерн начала 20 в. Это здание - третье по счету. В 1837 г. была построена небольшая деревянная станция недалеко от Загородного проспекта для Царскосельской железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Царское Село. Царскосельский вокзал, как и дорога, стали первыми в стране. Деревянное строение вскоре заменили каменным двухэтажным зданием, возведенным в 1849-1852 гг. по проекту архитектора К.А. Тона. Это был первый каменный вокзал в Санкт-Петербурге, который вскоре стал тесен, так как  железнодорожная сеть в России быстро развивалась и число пассажиров росло.

В 1902-1904 гг. по проекту архитектора С.А. Бржозовского было построено нынешнее здание вокзала. Рядом он спроектировал Императорский железнодорожный павильон для поездов царской семьи. 1 августа 1904 г. новый вокзал был освящен, и открылось регулярное сообщение между Санкт-Петербургом и Витебском. Здание Витебского вокзала стало одной из первых общественных построек Северной столицы, возведенных в стиле модерн. Новизна и необычность здания поражали современников.

В соответствии с новым стилем сооружение словно вырастало "изнутри наружу", как будто назначение и конструкция определили его внешний вид. "Уютная асимметричность", часовая башня живописного силуэта, примыкающая к двухэтажному корпусу, колонны между северным и восточным фасадами, огромные полуциркульные окна, декоративные барельефы, обилие металла - все отличало новое строение от прежних вокзальных статичных зданий с их массивными объемами. У одних это вызывало восторженный отклик, а другие называли его "уродливым" и "бесстыжим". Как бы то ни было, в те времена в Санкт-Петербурге шло, по словам А.Н. Бенуа, "обновление лица столицы", и Витебский вокзал стал заметным явлением в этом процессе.

Витебский вокзал удивлял современников последними достижениями не только архитектурной, но и инженерной мысли. Пассажиры, приезжавшие сюда с багажом, сразу же сдавали его на первом этаже центрального корпуса. Для его приема здесь, в середине зала, почти во всю его длину был устроен железный прилавок. Отсюда налегке пассажиры поднимались на второй этаж, где находилась платформа, а их поклажа на тележках отправлялась через длинный тоннель к багажному павильону. Для больных путешественников был оборудован специальный вместительный лифт, на котором они могли подниматься, не вставая с носилок или кресел на колесах. Кухня с громадной плитой и очагом, где на автоматически вращающихся вертелах жарилось мясо, располагалась на верхнем этаже, так что запахи и чад не проникали в пассажирские помещения. Блюда сервировали в шкафу подъемной машины, этажом ниже подавалась посуда, а затем все это поступало в буфет.

Поразительным казалось главное помещение - огромный вестибюль высотой около 20 м, увенчанный металлическим куполом. Такая высота была предопределена конструктивной особенностью вокзала - железнодорожные пути подходили ко второму этажу. К ним попадали по широкой мраморной лестнице с деревянными поручнями на бронзовых кронштейнах. Она поднималась напротив входа и разветвлялась на две стороны: левый марш лестницы вел на платформу, а правый - в зал первых классов. На площадке напротив входа на красно-порфировом пьедестале горделиво возвышался бюст императора Николая Первого, в царствование которого была открыта первая в России Царскосельская железная дорога.

Свет попадает в вестибюль днем через витражные окна, а вечером его освещают черные железные светильники. Между окнами за плоскость стен резко выступают лепные панно с женскими головками - то ли загадочные русалки, то ли коварные Медузы горгоны. Они - своеобразный автограф многих зданий петербургского модерна. Текучие линии этого загадочно-витиеватого стиля преобладают в изысканных украшениях из металла, в рисунке окон, в обрамлении зеркал, повторяющем рисунок взмаха бича, словом, во многих деталях интерьера, который оформлял вместе с С.А. Бржозовским архитектор С.И. Минаш. Он украсил интерьеры и подлинными произведениями искусства. Характерная для этого стиля цветовая гамма выдержана в оттенках, заимствованных у природы, - морской волны, голубого неба, зеленой травы. Широко использован металл - и для декора, и для конструкций. Они так тесно слиты, что подчас одно трудно отделить от другого, как, например, в металлических клепаных арках дебаркадера с ограждениями из листового железа и даже с металлическими цветами на ограде.

Суровый климат Петербурга и не менее суровая судьба города не пощадили Витебский вокзал, и он многое утратил за прошедшие годы. Но в 2001-2003 гг. была проведена серьезная реставрация здания: воссоздана его прежняя, желтовато-серая окраска, восстановлены купол и окна фасада, обновлен лепной орнамент и т.д.