среда, 14 марта 2012 г.

Общий экскурс. Часть 1.



Общий экскурс. Часть 1.

Санкт-Петербургу, родившемуся в 1703 г. под грохот канонады Северной войны, было суждено стать "окном в Европу". Он начинался с Петропавловской крепости, которую царь Петр приказал строить на Заячьем острове для обороны устья Невы. Идея нового для России города - крепости, порта, верфи, столицы, культурного и научного центра страны - получила совершенно особое архитектурное выражение. Еще не окончилась война, но в 1712 г. сюда уже переехали царский двор и семья Петра, а затем и государственные учреждения: отныне город на Неве стал столицей Российской империи, символом новой России, где должно быть все лучшее, что можно взять у Западной Европы.
Для строительства Петербурга Петр приглашал архитекторов и инженеров из Италии, Франции, Германии и других европейских стран. Первым зодчим молодой столицы стал Доменико Трезини, итальянец по крови, родившийся в Швейцарии. Под его руководством на протяжении 30 лет начиная с 1706 г. возводились крепостные сооружения и церкви, дворцы и жилые дома. Память о его таланте и трудах увековечена в постройках Петропавловской крепости, здании Двенадцати коллегий и многих других. Царь Петр, испытывавший, по словам искусствоведа И.Э. Грабаря, "подлинную страсть к архитектуре", многое планировал сам и пристально следил за ходом работ.
В 1716 г. французский архитектор Ж.Б. Леблон, приехавший в Россию, составил первый Генеральный план Петербурга, в котором воплотились основные градостроительные идеи царя, взявшего за образец для подражания Амстердам. Неудивительно, что архитектурный облик молодой столицы поначалу имел черты голландского барокко.

Русское барокко во всей красе явилось в середине галантного 18 столетия, при Елизавете Петровне, дочери Петра Великого. Этот стиль, капризный, нарядный и причудливый, словно специально был создан для красавицы императрицы, проводившей жизнь в балах, маскарадах и прочих увеселениях. Любившая блеск и роскошь, она украсила Петербург новыми прекрасными дворцами, заменившими скромные петровские домики.
При Елизавете Петровне В.В. Растрелли (1700-1771), искрометный гений архитектуры, принес русскому барокко мировую славу, создав не один блистательный шедевр. Стоит лишь назвать Зимний дворец (1754-1762 г.г.), построенный "для славы всероссийской", или жемчужину русской архитектуры - ансамбль Смольного монастыря, обессмертивший имя Растрелли. Среди нарядных построек, возведенных им, была и летняя резиденция Елизаветы - изысканный Летний дворец, не сохранившийся до наших дней; он находился там, где сейчас высится Михайловский (Инженерный) замок. Растрелли перестраивал загородные резиденции и в Петергофе, и в Царском Селе. Императрице подражала петербургская знать: в столице и ее окрестностях шла кипучая деятельность. В те годы были возведены Аничков дворец, дом графа Воронцова, Строгановский дворец. Тогда же в Северной столице работал еще один замечательный мастер барокко - С.И. Чевакинский (1713-между 1774 и 1780), построивший Никольский морской собор - шедевр зрелого барокко. По его проектам были созданы также Шереметевский дворец (Фонтанный дом), дворец Шуваловых, Новая Голландия.

Восшествие на престол Екатерины Второй совпало со сменой архитектурных стилей: затейливое барокко уходило в прошлое, его вытеснял классицизм, образцом для которого служила античная архитектура Греции и Рима. Основоположниками русского классицизма обычно называют В.И. Баженова и И.Е. Старова, а эталоном "нового вкуса", как называла классицизм Екатерина Вторая, стало здание Таврического дворца в Петербурге. Тогда же архитектура в России была официально признана одним из видов искусств. Российская академия художеств, открытая в петербурге в 1757 г., именовалась Академией "трех знатнейших художеств" - живописи, скульптуры и зодчества. Ее первым ректором был назначен А.Ф. Кокоринов.
Рубежом смены стилей принято считать 1760-е г.г. Целое поколение зодчих смягчило переход от барокко к классицизму. Среди них - знаменитый Антонио Ринальди, построивший "единственное в своем роде" здание Мраморного дворца. В окрестностях Петербурга по его проектам были возведены Китайский дворец, Катальная горка и другие строения в Ораниенбауме, а также дворец в Гатчине.
При Екатерине Второй велось такое же бурное строительство, как при Петре Великом. Специальная комиссия "о каменном строении" в Петербурге и Москве под руководством А.В. Квасова разработала план реконструкции центральной части Петербурга, согласно которому дома на каждой улице "одной сплошной фасадою и вышиной построены были".  К концу правления Екатерины Второй Петербург преобразился стараниями таких мастеров зрелого классицизма, как Ч. Камерон, Дж. Кваренги и В. Бренна.
Самым ярким явлением Екатерининской эпохи стал Эрмитаж. франзузская идея создания уединенной постройки в тиши садов, места для размышлений и дружеского общения, в России превратилась в свою противоположность: в идею роскошного здания рядом с царской резиденцией - Зимним дворцом. В 18 в. здание Малого Эрмитажа называли Ламотовым павильоном. Оно построено в 1766-1769 г.г. по проекту архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота. Идея возведения дворца принадлежала Екатерине Второй - Зимний казался ей слишком большим, она искала место для уединения и тишины. В парадных залах  Эрмитажа императрица принимала гостей, устраивала увеселительные вечера. Картины, скульптуры и другие произведения искусства, собранные Екатериной Второй, хранились именно в этом дворце.

Сменивший Екатерину Великую на престоле ее сын, император Павел, процарствовал всего четыре года, четыре месяца и шесть дней. За это время он построил для себя новую резиденцию - укрепленный Михайловский замок, окруженный рвом и пушками. Его возвели там, где раньше стоял роскошный Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, в ктором Павел появился на свет. Возводить замок начали по проекту В.И. Баженова, но вскоре строительство возглавил В.Бренна. Это здание совсем не похоже на другие сооружения столицы. В отличие от них замок кажется суровым и мрачным, холодно-замкнутым. Первоначально он был со всех сторон окружен водой - реками Фонтанкой и Мойкой, глубокими рвами и кменной стеной. Похожий на средневековый дворец-крепость, замок отвечал рыцарским идеалам Павла.
Одним из замыслов Павла было строительство Казанского собора: он мечтал иметь в столице храм, подобный римскому собору Святого Петра. Но осуществить этот замысел Павел не успел: ночью 11 марта 1801 г. заговорщики во главе с петербургским военным губернатором графом П.А. Паленом ворвались в спальню императора и задушили его.

Общий экскурс. Часть 2.


Общий экскурс. Часть 2.

Казанский собор, о котором мечтал Павел Первый, стал самым первым строение в столице при Александре Первом. По окончании войны 1812 года собор воспринимали как памятник русской воинской славы; вокруг него сложился один из первых ансамблей Невского проспекта.
До войны еще царствовал в архитектуре строгий классицизм, а после нее начал утверждаться величественный и торжественный ампир (в переводе с французского - империя), стиль империи, или поздний классицизм. Образцом для него являлась архитектура императорского Древнего Рима. Одной из особенностей ампира считается обязательная градостроительная планировка. Еще не закончилась война, а в Петербурге уже поднимались новые грандиозные сооружения, образующие стройные городские ансамбли. Выросли новые здания Адмиралтейства, Биржи на стрелке Васильевского острова, Горного института; были возведены Троицкий и Преображенский соборы; перестраивались целые кварталы. На первое место среди зодчих выдвинулся гениальный К. Росси, сумевший объединить в гармоничные ансамбли постройки, созданные его предшественниками. Его самыми выдающимися творениями считаются ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей.
Последним ампирным украшением Северной столицы стал ансамбль Александровской площади (ныне площадь имени драматурга А. Островского) с Александринским театром и новым корпусом Публичной библиотеки. Творчество Росси явилось вершиной русского градостроительного искусства. Именно тогда Петербург приобрел "строгий, стройный вид", принесший ему славу одного из красивейших городов мира.

В 1830-х г.г. классицизм сходил с архитектурной сцены. Он стал восприниматься как сухой, монотонный и однообразный, ассоциируясь с казармами и другими скучными казенными строениями. Появляется эклектика (от греч. "эклего" - "выбираю"), соединявшая в себе разные формы и образы прошлого. Утверждение эклектики - это 1830-1860-е г.г., время "умного" выбора.
А.П. Брюллов, создав комплекс Пулковской обсерватории (1834-1839 г.г.) положил начало зданиям нового типа для научной деятельности. К готическим, ренессансным и барочным формам обращались также О. Монферран, Н.Л. Бенуа, В.А. Шретер, К.М. Быковский, Г.Э Боссе, А.И. Кракау и другие архитекторы Москвы и Петербурга. Результатом поиска национального стиля стал русско-византийский стиль.

Во второй половине 19 века вся пореформенная Россия, особенно столичный Петербург, была охвачена жаждой предпринимательства: наступал "век акций, рент и облигаций". Большие градостроительные задачи тогда не ставились; главной целью строительства стало получение прибыли.
Бурный характер приобрело возведение жилых зданий, которые и составляли общий фон городской застройки. Настоящим героем дня стал доходный дом. Деревянные строения сносили, на их месте вырастали новые; каменные дома перестраивали в соответствии с новой архитектурной модой. Большинству доходных домов было присуще разностилье. Типичным примером доходного дома той поры является дом Мурузи на Литейном проспекте в Петербурге, построенный в 1874-1877 г.г. в мавританском стиле.
Духу времени отвечала новая концепция "рациональной архитектуры" А.К. Красовского (1816-1875). Согласно ей, специфика архитектуры должна основываться "на наших потребностях, свойствах материала и разумной экономии". Важным знаком времени стало возведение промышленных зданий, что давали возможность осуществлять новые конструктивные эксперименты. Журнал "Зодчий" писал об облике Северной столицы второй половины 19 в.: "Петербург приобретает все более европейскую наружность, выросли этажи его зданий, увеличились его площадь и население, появились новые постройки разного назначения". В самом деле, возводились здания нового типа - банки, страховые дома, гостиницы, фабрики и заводы, вокзалы и магазины, а с возникновением кинематографа - кинотеатры.

В конце 19 в. громко заявил о себе новый стиль - модерн, родившийся из отрицания эклектики, когда ее разностилье приобрело оттенок безвкусицы. Модерн просуществовал совсем недолго, с конца 1890-х до 1910-х г.г., но ярко сверкнул в жизни русской архитектуры.
Петербургский модерн связан с архитектурой северных стран, прежде всего Финляндии. Его яркие образцы - особняк М.Ф. Кшесинской, построенный А.И. фон Гогеном, здание компании "Зингер" на Невском проспекте, возведенное П.Ю. Сюзором, торговый дом "Братья Елисеевы" Г.В. Барановского, Витебский вокзал С.А. Бржозовского и др.

В начале 20 в. широкий размах приобрело строительство пассажей (от фр. - "проход", "переход"), которые были не только торговыми зданиями, но и местом встреч и прогулок. Появились новые строительные материалы - железобетон и металлические конструкции, позволявшие перекрывать огромные пространства, делать большие витрины, создавать причудливые узоры переплетов.

Октябрьский переворот 1917 г. произвел слом прежней жизни во всем, в том числе и в архитектуре. Архитекторы были охвачены революционной романтикой и безудержным энтузиазмом. Отказавшись от классического наследия, зодчие стали проповедовать формализм.
Первым произведением новой архитектуры стал памятник "Борцам революции" на Марсовом поле в Петрограде, созданный в 1917-1918 г.г. Л.В. Рудневым. Он положил начало советской мемориальной архитектуре. Появились новые типы общественных зданий - рабочие клубы и дворцы культуры в стиле конструктивизм. Таже строили здания театров и жилых домов - так называемые дома-коммуны, например Дом бывших политкаторжан в Ленинграде. Черты этого стиля - сочетание разных по композиции объемов, совмещение цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями.

На смену конструктивизму пришло переосмысление приемов классики - так называемый сталинский ампир наилучшим образом воплощал пафос революционного созидания. Символом новой архитектуры стало метро.
Помпезный стиль сталинской поры был в 1955 г. объявлен "украшательством", началась борьба с "излишествами" в архитектуре. Тогда же развернулось массовое жилищное строительство из крупных бетонных блоков, которое продолжается и поныне.

Сегодня архитектура преображается, как и вся жизнь страны. Новые типы зданий - торговые и деловые центры, спортивные комплексы, плавательные бассейны и т.д. вносят разнообразие в архитектуру города. В нашу жизнь входят новые термины и понятия, например, "интеллектуальное здание" (сложный комплекс, управляемый из единого диспетчерского пункта при минимальном участии обслуживающего персонала).
Современные архитекторы нередко увлекаются стилистикой начала 20 в., вписывая свои страницы в каменную книгу зодчества.